В 1974 году – полвека назад – в Вологде отмечали 50-летие Виктора Астафьева. Как это было, рассказываем в 100-летний юбилей выдающегося автора, прожившего в нашем городе более 10 лет.

Шел тогда четвертый год его творческого пребывания в компании писателей Вологодского отделения Союза писателей СССР, к которому он прикрепился в 1969 году, приехав работать в областную столицу.

В.П. Астафьев на юбилейном вечере в честь своего 50-летия. Вологда. 1974 г. Фото из архива семьи Астафьевых

Празднование юбилея было широким. Творческая биография была представлена на выставке в Вологодской областной библиотеке: книги писателя, рецензии на его произведения (около ста источников), переведенная на языки народов СССР и европейские языки проза.

Первые лица области и писатели из других городов 27 апреля в Доме политического просвещения поздравляли прозаика. Среди приезжих литераторов были секретарь правления Союза писателей РСФСР Валерий Дементьев, псковский писатель Юрий Куранов, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Леонид Фролов, вологодские художники Джанна Тутунджан, Владимир Корбаков, безусловно, вологодские писатели – Василий Белов, Виктор Коротаев, Александр Романов.

Тогда первый секретарь обкома КПСС Анатолий Дрыгин отмечал, что «произведения писателя стали золотым фондом советской литературы, что писатель снискал глубокое уважение и любовь современников. Родина высоко оценивала труд Виктора Астафьева, наградив вторым орденом Трудового Красного Знамени». Так писала областная газета «Красный Север» в апрельском номере за 1974-й. Именно в те дни Виктору Астафьеву власти подарили огромный отреставрированный письменный стол, некогда принадлежавший вологодскому губернатору, – «с бутылкой шампанского на середине».

Виктор Астафьев, Василий Белов. Фото Николая Чеснокова из архива семьи АстафьевыхВиктор Астафьев в рабочем кабинете в квартире на ул. Ленинградской в Вологде. 1970-е годы. Фото Р. Кучерова из архива семьи АстафьевыхВиктор Астафьев и его близкий друг Евгений Фёдорович Капустин, главный художественный редактор издательства «Советский писатель». Е. Капустин оформлял кники Астафьева. Фото из архива семьи АстафьевыхПисатели Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Роман Солнцев (поэт, писатель, драматург из Красноярска, вместе с Астафьевым редактировал журнал «День и ночь»). Фото из архива семьи АстафьевыхНиколай Рубцов, Виктор Коротаев, дочь Виктора Астафьева Ирина, супруга Мария Астафьева-Корякина, директор Вологодского краеведческого музея Ирина Александровна Пятницкая, Виктор Астафьев. Вологда. Фото из архива семьи АстафьевыхВиктор Астафьев и его фронтовой друг Пётр Герасимович Николаенко. Фото из архива семьи Астафьевых

В этом же номере писатель Иван Полуянов говорил об Астафьеве как состоявшемся художнике-реалисте, творчество которого посвящалось и взрослой, и детской читательской аудитории. Он замечал: «Мир астафьевской прозы – мир жизни народной, не показной, а истинной духовности, действенного добра и каждодневного мужества…» Не случайно уже на тот момент его книги были переведены за Рубежом – в Румынии, Чехословакии, США, Германии. В союзных республиках хорошо знали имя и творчество писателя.

Разворот газеты «Вологодский комсомолец» (от 28 апреля 1974 г.) был наполнен поздравлениями коллег и друзей Виктора Петровича.

Вологодский поэт, в одно время учившийся с Астафьевым в Литературном институте, Александр Романов вспоминал недавнюю поездку на родину прозаика: «Минувшим летом (1973 г.) мне вместе с Виктором Петровичем Астафьевым и Виктором Коротаевым удалось побывать на величественном Енисее. Эта поездка взволновала, обрадовала и врезалась в память необыкновенными красками и просторами Сибири. Поэтому мне и захотелось откликнуться стихами».

Фрагмент из стихотворения «В Овсянке»:

В Овсянке, в доме тетки Нюры
Такие шаньги на столе,
Что не сдержать натуры-дуры –
Опять сидим навеселе.

Опять с утра кипит застолье.
Добро вино, вкусна еда.
Ей-богу, в гости ехать стоит
За десять тысяч верст сюда...

Родни-то горсть. А ведь бывало –
Шумела яблоней она.
Но ствол родства давно повален,
А корни выбила война...

В статье «Служение родной литературе» ответственный секретарь Вологодской писательской организации Виктор Коротаев повествовал: «Писать Виктор Астафьев... начал довольно поздно. Но ему с первых же шагов в литературе было, о чем говорить. Страстный и бескомпромиссный по характеру, Астафьев убежденно с начальных книг отстаивает свою правду, свой взгляд на события и факты большой и сложной, сквозь сердце прожитой жизни...

Пристальное и заинтересованное внимание к человеку, к его душе и судьбе позволило Виктору Астафьеву создать произведения широкого общественного звучания и резонанса. «Стародуб» и «Перевал», «Звездопад» и «Кража», «Последний поклон» и «Ода русскому огороду», «Пастух и пастушка» – все эти повести не оставили равнодушными ни читателей, ни критику».

Бывший сокурсник, писатель-фронтовик Евгений Носов говорил о внутренних переживаниях большого писателя, прошедшего войну: «И до сих пор по ночам в тяжких мучительных снах видятся Астафьеву зарева военных пожарищ и являются к нему боевые друзья, сложившие голову на долгом пути к победе. Они приходят к нему в этих видениях, как живые, <..> и пристально всматриваются в лицо оставшегося в живых друга, будто спрашивая: «Ну как ты там? Докладывай!»

И Виктор Петрович как-то сказал об этих своих снах: «Они меня поддерживают в трудные минуты, помогают в работе и строго следят за тем, чтобы не искал легкого хлеба в жизни».

Почти каждый год, перед тем, как засесть за работу, Виктор Астафьев отправляется по местам былых сражений – то под Тулу, то в район Курской дуги, то на Украину... Может быть, потому так взволнованны и страстны многие страницы, написанные им о Великой Отечественной войне.

Виктор Петрович более 10 лет прожил на вологодской земле. Здесь много памятных мест, связанных с его творческой и житейской историей. В Вологде и деревне Сибле Харовского района он написал главы для книги «Последний поклон», рассказы и зарисовки для «Затесей», за три дня создал повесть «Пастух и пастушка» (1971), вдохновленно и образно сочинил «Оду русскому огороду» (1972), начал работу над рассказом «Царь-рыба», посещая родные места в Сибири.


В Вологде Виктор Петрович не терял связь с родиной, а, по его словам, еще больше в нее влюблялся на расстоянии: «…в Вологде была и есть одаренная писательская организация. В дружеском кругу я многому научился, многое понял. И главное – что надо быть с Родиной, – понял именно в Вологде». Именно поэтому в его вологодском кабинете за спиной висела карта Красноярского края. Это можно увидеть и на старых фотографиях того периода, и в документальном фильме Анатолия Заболоцкого «Мелочи жизни» (посвящен воспоминаниям о Шукшине, с которым он познакомился именно в Вологде). В фильме Виктор Астафьев снят прямо в рабочем кабинете.

Теги: Виктор Астафьев
Филолог Эльвира Трикоз

Новости по теме