Для одних мастеров работа с глиной является терапевтической, другим – важно оставлять свои отпечатки на материале и отражать в произведениях дух времени, а третьи – буквально берут в соавторы саму природу, «отпуская» процесс создания изделия.

В галерее современного искусства «Красный мост» открылась выставка керамики «Свобода формы». Кураторы подчеркивают «разность» – и поколений художников, работающих с керамикой, и стилей, в которых они творят, и смыслов, заложенных в изделия. Всё это сложилось в многогранную и гармоничную экспозицию. В одном выставочном пространстве зритель увидит серию работ, вдохновленную московскими изразцами конца XVII – начала XVIII веков, и инсталляцию «Культурный слой», которую заполонили художественно смятые одноразовые стаканчики – правда, созданные не из привычного нам пластика, а из глины.

Первый всероссийский проект галереи объединил работы более 70 художников из Владивостока, Калининграда, Белгорода, Иркутска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Череповца и других городов России. Он иллюстрирует размышления о важнейших понятиях в искусстве: свободе и границах художественного самовыражения и свободе пластического материала, будь то глина или фарфор. Выставка показывает широкой аудитории многообразие содержания и форм работы с керамикой, объясняет интерес художников и ремесленников к высокотемпературным дровяным обжигам и концептуальным экспериментам. Гости увидят керамические объекты, скульптуры, инсталляции.

Инсталляция череповецкой художницы Елены Логиновой «Сила глины» показывает карельскую керамику – в композиции представлены гипсовые формы и предметы для их отливки, серия фотографий, сделанных на разоренной территории промкомбината «Прионежский», образцы продукции времен расцвета производства и творческие работы автора, созданные из отливок того времени. «В 2018 году я приехала в Петрозаводск с выставкой и совершенно случайно с друзьями побывала в месте, где когда-то работало керамическое производство. По цехах уже давно гулял ветер, горы битых изделий, а на столах еще стояло множество форм для производства отливок. Это было настоящее потрясение, казалось, что формы застыли в ожидании мастеров…. Память вернула меня в 1984 год, когда я после окончания школы приехала учиться в Петрозаводск. Организуя свой студенческий быт, увидела на прилавке магазина карельскую керамику, которая стала для меня не только предметом повседневного использования, но и символом мастерства и традиций этого удивительного места. Здорово было бы узнать о возрождении промысла с его традиционной росписью».

В основе произведений ростовского керамиста-гончара Урмана Каражанова – тор или бублик. Мастер работает с этой формой по-своему: когда объекты деформируются в процессе обжига, то неминуем момент случайности, и тогда сама природа «вмешивается» в изделие автора.

Для Анжелы Каменевой из Белгородской области керамика подарила возможность исполнить детскую мечту – стать художником: «Раскатав глину в пласт и оставив на ней отпечаток своих ладоней, я получаю произведение искусства – единственное в своем роде и неповторимое. Чаще всего работаю без эскиза и, приглашая глину в сохудожники, возвожу в ранг «великого» обычную ошибку».

Еще одна участница выставки – Анна Каграманова из города Жигулевска Самарской области. Ей нравится изучать техническую сторону процесса и придумывать новые смыслы, отражать в работах дух времени и оставлять свои отпечатки на материале. «Мои любимые фигуры – круг и волна – как символ жизненного цикла и развития они часто встречаются в росписи керамики. Я люблю работать на гончарном круге, так как этот метод дает мне возможность почувствовать связь поколений и создавать наиболее тактильные формы, удобные для росписи. В большей степени меня вдохновляет смелый графический язык Пабло Пикассо и постмодернистская игра Этторе Соттсасса».

Посмотреть работы можно до 30 июня по адресу: Вологда, ул. Набережная VI Армии, 143. Вход по билету: 200 рублей – полный, 100 рублей – льготный. Выходной – пятница.

12+

Теги: Красный мост
Кристина Страмова

Новости по теме